Сайт для учителей музыки, музыкальных работников, педагогов дополнительного образования музыкального направления

Обучающий курс "Уроки Нотной Грамоты и Основы Сольфеджио"

Обучающие курсы по музыке Добавить комментарий   

Не спорю, в интернете горы и груды всевозможных теоретических и практических материалов по музыке, музыкальному воспитанию. Копайся, выискивай, бери на вооружение… Настоящей находкой для меня (да и для многих моих коллег) стали обучающие курсы Василия Кашеварова. Записанные в видеоформате, они в концентрированной, доступной для любого человека форме дают поистине уникальные знания, которые тут же можно применять на практике.

Я вспоминаю свои поиски нужного, полезного, полноценного материала 10-15 летней давности. Его было настолько мало, что каждая тематическая статейка, какой-то новый учебник или методическое пособие были для меня настоящей революцией.

Все, что я собирал и применял на практике годами и годами, есть в той или иной форме в обучающих курсах В. Кашеварова. Моя б воля, без раздумья заменил бы сегодняшние школьные учебники по музыке на кашеваровские курсы. Пользы бы было намного больше и ученикам и учителям.

Многие мудрые теоретики детского музыкального воспитания считают, что на уроках нужно учить детей разбираться в музыке, слушать и слышать ее. Согласен. Но далее они утверждают, что давать детям спецнавыки  - постановка голоса, сольфеджио и т.д. вовсе нет никакой необходимости. Вот здесь я не согласен! Категорически! Если мы в школе не научим  детей петь (пусть даже на самом банальном уровне), то они не будут петь никогда, и значительно пополнят ряды бездумных, бездушных потребителей попсы.

Пока еще поют. И многие любят петь и хотят этим заниматься. Но чем больше мы будем говорить о музыке, а не заниматься ею, тем меньше будет учеников, любящих урок музыки и саму музыку.

 Детям очень интересно и важно видеть, как рождается звук, мелодия, песня. В этом отношении курсы В. Кашеварова поистине неоценимы. Приобретая их, вы получите могучий, универсальный инструмент для работы, дающий очень быстрые результаты. Конечно, если вы считаете себя непререкаемым авторитетом в области музыкального воспитания, профессором в теории и практике вокала, вам эти курсы ни к чему. Хотя… Любопытство. Посмотрите, как организован процесс обучения музыке у других педагогов.  Я в свое время посмотрел. И не жалею. И без всяких оговорок пользуюсь в своей работе опытом В. Кашеварова.

 Итак, знакомимся с практическим курсом "Уроки Нотной Грамоты и Основы Сольфеджио" 

 

Упражнения для вокалистов

Вокальный практикум Добавить комментарий   

ОСНОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

            Проверить свою физическую и  психическую  готовность  к занятиям.  Поем слог:  "ва", "ма" или  "да". На удобной тесситуре взять один звук  и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание  до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу  дыхания. Следить  за  красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе  будет дрожать  голос.  Это  упражнение  помогает почувствовать певческое дыхание,  отрабатывать ровность звука,  его красоту.

Проверить в действии все процессы вокальной координации. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte,  затем piano. Внимание - на  ровности и  качестве  звука,  на  контроле за  подачей  дыхания. Дыхание подается  ровно,  активно,  без  толчков - legato. Контролировать правильное

положение  корпуса  при  пении,  следить  за  развернутой  грудью, свободной гортанью.

            На одной  ноте петь  все  гласные (а, э,  и, о, у; а, о, э,  и,  у), не торопясь,  на  одном  дыхании. Контролировать  качество звука, его ровность. Последовательность  гласных  указана  не  случайно.  Этот  порядок   гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на  "а" гортань зажата.  В этом случае надо начинать с удобной гласной;  исходя из  этих сложностей  многие педагоги  категорически  против пения вокализов  сольфеджио,  особенно  на раннем  этапе  обучения,  так как внимание  поющего  направлено в  другое  русло, что отражается  на  качестве звука.

            Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно  тянуть звук "м". Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если  корень языка поднят, то этого ощущения нет.

            Пение на одной ноте слогов: "ма,  мэ, ми, мо, му".  Неторопливый  темп. Первый звук "м" произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный  звук в ту же  область (в верхние зубы) с тем же объемом и  округлостью.  Следите за естественностью  рта,  свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает  вперед" звук. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих  есть такое: на одной ноте петь слова "mamma mia".

            (Там же). Очень хороша для начинающих согласная "л".  На одной ноте или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло.

            Пение несложных  хроматических  упражнений  на удобный  слог  (диапазон квинты, терции).  Сначала произносить слог на  каждой ноте, чтобы выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте - слог, на последующих  - гласную.

 

 

Упражнения  для укрепления горла,

снятия напряжения.

 

             "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

             "Ворона".  Произносите "Ка  -  аа - аа - ар".  Посмотрите  при  этом  в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

             "Колечко". Напряженно скользя  кончиком  языка  по  небу,  постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

             "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

             "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте  несколько раз  подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

             "Трубочка". Вытяните губы  трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки.  Дотянитесь  губами до носа, затем - до  подбородка. Повторить 6-8 раз.

             "Смех". Во  время смеха  положите  ладонь на  горло,  почувствуйте, как напряжены  мышцы.   Подобное  напряжение  ощущается  при   выполнении   всех  предыдущих упражнений. Смех  можно  вызвать  и искусственно. С  точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный  смех  быстро  пробудит  приподнятое  настроение,  приведет  к натуральному веселью.

 

Дыхательные упражнения.

 

            Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).

            Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный "массаж" связок.

            Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

            Вдохнуть   через   одну  ноздрю,  выдохнуть   через   другую,   зажимая указательным пальцем то левой, то правой  рукой  противоположную ноздрю (6+6 раз).

            Вдохнуть через  нос,  выдохнуть  через плотно  сжатые  губы. С  усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).           

            Надуть щеки, как шар.  Резко "выхлопнуть" воздух через "губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ,  что очень пригодится для хорошей артикуляции.

            Беззвучно сказать "ы".  Говорить этот звук надо  не глубоко, а у корней верхних зубов  (как  при  зевоте).  Упражнение  активизирует мышцы мягкого и твердого неба.

            Наклон  головы  попеременно  к левому и  правому плечу  с  преодолением сопротивления  рук. Руки ставятся ладонями к  щекам с  двух сторон головы  и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

            Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть,  как  насосом, воздух через гармошку  до полного объема ваших легких, а потом  (опять через гармошку)  выдохнуть  (выдуть)  постепенно весь  воздух.  Не  надо  пугаться головокружения.   Сначала   упражнение   делается  15   секунд,   постепенно увеличивается  (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.

          "Мычание"  на  удобной тесситуре, после дутья  в гармошку (по 30 сек.). Мычать  близко,  "на  зубах",  чтобы  ощущать вибрацию  на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты.  Хоро-

шо перед "мычанием" открыть  нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе. После "мычания"  потянуть звук  на  хорошем  продыхе,  через  свободное горло. Держать его  близко  к зубам и губам,  на  удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

     М----------- З--------------

     Н----------- В--------------

               Точно  так  же  говорить  слоги с  ударением  на  втором.  Второй  слог потянуть.

     ма-м`а на-н`а ва-в`а

     ма-м`о на-н`о ва-в`о

     ма-м`у на-н`у ва-в`у

     ма-м`э на-н`э ва-в`э

     ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы

             Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.  Приседать и одновременно  говорить  на резком  выдохе: "ох,  ах".  Не торопиться, не  частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом,  вставать со вдохом.

            Вдох  глубокий   ртом.  На  выдохе,  на  удобной  тесситуре  протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в  груди, в голове,  "заполнить вас"  своим  объемом. Горло  широкое,  соединяет два резонатора: голову  и  грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".

            Присоединить гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы  форма  звука  не  менялась,  чтобы  дыхание  не рвалось.

            Усложняем упражнение: произносим 2 слога, на втором  делаем  ударение, гласную  второго слога потянуть, послушать:  "МА-МА".  Все  время  проверять правильность  ощущений, 

контролировать  дыхание.  Слушайте   свое  объемное звучание,  которое "наполняет"  пространство вашего  тела  от  твердого неба (головы),  до нижних  ребер,  проходя через  широкое, раскрытое  горло. (Как через горло кувшина  льется вода). Тесситура удобная.  Слога произносить  не торопясь.   Между  слогами  пауз  не   делать.  Дыхание  брать,   когда  оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога,  смена  гласной не  меняла краски звука, его объема и силы.

     МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА

     МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО

     МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ

     МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ

     МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ

            Это упражнение развивает продолжительность дыхания,  оно дает "услышать то усилие",  которое необходимо сделать, чтобы  различные  гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову, его фундамент - грудь, диафрагму.

 

Следующие этапы в работе с голосом

 

            Для работы над подвижностью и  беглостью голоса берутся  в начале очень простые упражнения и поются сначала в  очень спокойном темпе и  ограниченном количестве, чтобы неутомлять гортань.

            Основной  принцип   в   этой  работе:  точность  интонации,  отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично.

            Сначала  -  гаммы  в  диапазоне  октавы;  если  страдает  четкость,  то добавляются слоги да-да-да... или ла-ла, та-та.

            Петь mezzo  forte,  не перегружать  дыхание,  не  спешить с увеличением темпа.  Беглость делает гортань  эластичной, гибкой, упругой, послушной  для сложных технических заданий.  Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобожденной гортани.

            На  удобном  тоне  напевать  звуки  "м", "н", "в",  ощущая  вибрации  в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает. Первый раз это упражнение делается с открытым ртом - "нычание", а потом с закрытым - "мычание".

            Эти  упражнения помогают освободиться от горлового звучания,  они так и вошли в практику под названием "нычание" и "мычание".

            Выдвижению звука  помогают  упражнения на принципе мычания:  произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук "м"  в маске (щекотание верхней губы, зоны  корней  верхних  зубов)  и последующего гласного  звука без  изменения ощущений  и  направления потока  звука  и  его энергии.  В  горле не  должно возникать никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного  гласного  звука, конечно, все очень индивидуально.

            Очень  хороши  для  тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно,   постепенно   убыстряя,   по   мере   успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не  забывать  темп, дикцию.

  • На дворе трава, на траве дрова.

      Не руби дрова на траве двора.

 

  • Шит колпак не по колпапаковски,

            Надо его переколпаковать.

 

  • Ты, сверчок сверчи, сверчи,

      Сверчать сверчаток научи.

 

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

  • Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

      Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

 

  • Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

      Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

 

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

 

Для активизации языка.

 

            Пошевелите языком из стороны в  сторону, вперед, назад,  вправо,   влево,   круговые  обороты  в  обе  стороны,   "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

            Почувствуйте кончик языка,  он  активный и твердый, как  молоточек.  (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком  языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно)  говорите:  да-да-да-да. Хорошо в этот  момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.  Сказать очень "остренько" в корни верхних зубов: а,а,а,а  или у,у,у,у. Говорить на удобной  ноте. Должно  возникнуть ощущение,  будто вы укалываете этот звук иголочкой.

            Сказать в "высокий купол", "уколоть" в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы  ощутить этот  купол  надо  вспомнить про  "аромат  цветка",  "горячую картошку". Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

            Имитировать голос  кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно высокой  ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

            Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в  предыдущих упражнениях вам была удобной.

            Петь  терцию. Первую  ноту legato  (протяжно),  вторую  staccato, но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп медленный.

 

Для  развития акустических  и  тембральных  свойств голоса

 

            Для  развития акустических  и  тембральных  свойств голоса  необходимо развивать мышцы глотки,  языка,  выявлять  резонирующие свойства  организма. Произнесите беззвучно А-Э-О,  стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

            Чтобы  освободить  язык  и  гортань выполните такое  задание:  быстрый, короткий и глубокий  вдох носом, затем полностью  выдохнуть  через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).

            Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К- Г, К- Г, К- Г.

            Чтобы активизировать  мышцы губ, надуйте щеки,  сбросьте воздух  резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б

 

Любопытные материалы по работе с детским вокалом можно посмотреть на этом ресурсе

 

 

Готовимся к ЕГЭ по информатике быстро и качественно

ЕГЭ по информатике Добавить комментарий   

 

Закончилось первое полугодие. Для многих нынешних выпускников школ это сигнал, возвещающий о выходе на финишную прямую. Еще не поздно довести свой общеобразовательный уровень до соответствующих школьных стандартов. Думаю, что все (или большинство) уже определились в выборе дисциплин, по которым вы будете сдавать ЕГЭ. Если вы выбрали информатику, эта информация для вас.

Начиная подготовку к ЕГЭ по информатике, будьте готовы перелопатить огромное количество специальной литературы. Такая подготовка превратится для вас в болотную трясину, которая будет все больше и больше засасывать вас в свои бездонные пучины. Попытки самостоятельно систематизировать, разложить по полочкам полученные знания, отделить нужное от ненужного, могут вас окончательно дезориентировать и загнать в тупик.

Есть другой вариант подготовки к ЕГЭ – специальный обучающий курс, направленный именно на подготовку к ЕГЭ. В этом курсе вся теоретическая информация и практические примеры тщательно отфильтрованы, проработаны и дойдут до вас в виде лаконичных, максимально понятных выкладок. Заниматься по такому курсу легко, я бы даже сказал, приятно. Во всяком случае, экономия времени явная.

Автор курса – Яковец Иван Иванович позаботился о том, чтобы уроки курса стали для вас действительно полезными и результативными. Без всякой воды, конкретно, целенаправленно ведет вас автор от урока к уроку. Метод подготовки к ЕГЭ с помощью курса Яковец И.И. апробирован на различных категориях учащихся. Результаты поразительны. Даже те старшеклассники, которые не собирались сдавать ЕГЭ по информатике, после прохождения курса показали хорошие и отличные результаты.

Обучающий курс Яковец И.И., несомненно будет полезен не только ученикам, но и учителям, занимающимся информационными технологиями. Здесь они найдут для себя массу полезного материала, а главное – познакомятся с инновационной методикой изучения информатики, которую внедряет Иван Иванович.

Если у вас есть сомнения в содержании курса, посмотрите бесплатные видеоуроки. Именно так, в свое время, поступил я. Знакомство с двумя уроками курса и подтолкнуло меня к его приобретению, о чем совершенно не жалею. Занимаемся по этому курсу всей семьей: дети, жена и я сам. Еще одно явное достоинство курса – его невысокая стоимость, удобная форма оплаты и надежный метод доставки.

Более подробно о методике подготовки к ЕГЭ по информатике можно узнать здесь

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.